И вновь зовет меня в полет мой параплан  

"НАШЕ ВРЕМЯ" 6 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА
- Ты говоришь, что я могу летать?
- Я говорю, что ты свободен.
Ричард Бах.

Человек всегда мечтал стать ближе к солнцу. Осуществить эту мечту пытался легендарный Икар, составлял чертежи летательных аппаратов Леонардо да Винчи... Благодаря многим таким романтикам 20-й век ознаменовался настоящим прорывом ввысь. Сейчас практически каждый может ощутить на себе всю прелесть свободы неба, но летать так, как летают парапланеристы, способен далеко не каждый...

Вначале был сон

Впервые мысль о полетах пришла Виктору Салтыкову во сне. Испытанные ощущения он решил опробовать и наяву. Прыжки с парашютом не удовлетворили Виктора, поскольку возможность пребывать в свободном падении длилась всего несколько секунд.

Потом он пробовал летать с безмоторным парапланом, но идеально подходящий вариант нашелся позже. Парамоторный спорт навсегда покорил сердце Виктора. Преимуществом парамоторов, по мнению Салтыкова, являются компактность оборудования и возможность взлета практически с любого небольшого ровного участка ландшафта.
Пройдя специальное обучение и приобретя оборудование в Иркутске, Виктор занялся продвижением своего увлечения в Якутске. По прошествии некоторого времени появились единомышленники - сначала в лице знакомых и друзей Виктора, затем к ним присоединились и просто увлеченные идеей полетов в небе с моторным парапланом люди. Итогом стало создание в 1999 году клуба “Навигатор”, у истоков которого стояли четверо человек - сам Салтыков, Сергей Лозицкий, Андрей Ефимов и Алексей Сидоров.

В настоящее время клубовцы занимаются популяризацией этого вида спорта, обучением желающих и помощью в приобретении оборудования. К слову, полеты на парамоторе - довольно-таки дорогое удовольствие, однако это не останавливает тех, кто решил получить ощущение свободы и фонтан адреналина. Сейчас, кроме семи парапланов с мотором, летающих в небе Якутска, по одному аппарату летают в Булунском улусе и Нюрбе.

На охоту с парамотором

В мировой практике моторные парапланы используются не только как средство развлечения, но и в более рациональных целях – для облета широких лесных угодий, забора проб воздуха экологами, регулирования дорожного движения.

В российской тундре парамоторы успешно используются для отстрела волков. И это понятно – себестоимость одного полета этого вида транспорта не так велика по сравнению с вертолетом, плюс ко всему возможность сверхточной посадки и бесшумного полета при заглушенном двигателе. В якутской тайге парамоторы незаменимы в охоте на крупного зверя. Случай из недавней практики клуба “Навигатор”: из зоопарка туристического комплекса “Орто Дойду” убежал олень, и тогда за помощью в поисках обратились к клубовцам.

Свой дополнительный интерес в полетах есть и у одного из членов клуба Руслана Фурмана, который по профессии и призванию является фотографом. С высоты птичьего полета нередко можно поймать интересный кадр.

В свободном полете

“Невидима и свободна!”, - восклицала героиня Булгакова Маргарита, взлетев на метле. Так же могли бы сказать и парапланеристы. Первые парамоторы использовались германским спецназом благодаря своей маневренности и невидимости для радаров. За рубежом парамоторные установки регистрируются как транспортное средство, а для получения права на их управление обязательно требуется разрешение соответствующих органов. В России, к радости энтузиастов, пока никаких запрещающих и регулирующих использование парапланов законодательных актов не существует.

Наилучшим временем года для полетов считается июнь, когда погода теплая, а ночи светлые. Тем не менее, парамоторы выдерживают температуру и до минус 30 градусов.

Первые попытки парить в якутском небе наши герои делали весной, когда еще было холодно. Разумеется, в тот момент речи о какой-либо теплой спецодежде для этих целей не велось. Но охота пуще неволи, в воздух поднялись, укутавшись в шарфы и надев варежки. Парамоторная установка может развивать скорость до 40 километров в час и подниматься на высоту до 3000 метров. Однако, как утверждают парапланеристы, забираться так высоко нет смысла, поскольку теряется ощущение скорости полета и создается иллюзия “висения в воздухе”.

Лечу!

Виктор Салтыков уверен, что наиболее интересны полеты над городом, особенно ночным, но они получаются не так часто, как хотелось бы. Дело в том, что городская зона в достаточной степени опасна: там проходят воздушные коридоры для полетов самолетов, а также протянуты линии электропередач.

Основное место действия – это поле, расположенное недалеко от села Хатассы. В первое время, когда полеты парапланеристов были в диковинку, туда сбегалось немало зевак с окрестностей, а также останавливались проезжающие машины, чтобы понаблюдать за этим красивым зрелищем. Сейчас Виктор шутит, что теперь даже дежурные с соседнего поста ГИБДД принимают его за своего.

В настоящее время в клубе используются одноместные парапланы класса “стандарт” - для любительских полетов. До недавнего времени был у клубовцев и тандемный параплан, снабженный местами для пилота и пассажира. Большинство начинающих парапланеристов свой первый опыт приобретают именно в качестве пассажира. Для каждого первый полет проходит по-разному, случается, что испытание небом вызывает страх, даже у подготовленных людей. Однако такие случаи - редкость, чаще всего первое испытываемое чувство - неописуемый восторг.

Случаются иногда и нестандартные ситуации. Однажды девушка по имени Саша решила почувствовать себя крылатым существом. Получив указания инструктора о том, что взлет нужно начинать с синхронного разбега, приступила к делу. Но в ответственный момент Саша просто растерялась и поджала под себя ноги... К счастью пилота, девушка была хрупкого телосложения, и взлететь все же удалось. Правда, пилоту к тридцатипятикилограммовому мотору за плечами добавился балласт спереди в лице милой пассажирки.

В другой раз предстоял полет со вторым парапланеристом достаточно крупных габаритов. В тот день погода не совсем располагала к полетам, после разбега, длившегося дольше обычного, тандем оторвался от земли, но набрать высоту никак не получалось. Пролетев несколько десятков метров на бреющем полете, незадачливая пара приводнилась в близлежащее болото.

Но, несмотря на порой встречающиеся трудности, “Навигатор” намерен лететь дальше, ведь здоровая доза адреналина в крови никогда не будет лишней. Остается только позавидовать счастливчикам, сумевшим подняться от бренной земли на ярких крыльях параплана.

Ирина Охлопкова


Главная
Фотоальбом
Гостевая
Ссылки
Напишите мне

Hosted by uCoz